Эффективность высшего образования – системный кризис
Современная высшая школа, за редкими исключениями, не соответствует требованиям инновационно развивающегося общества и переживает системный кризис.
Кризис востребованности
От социализма нам досталась уравниловка, не поддающаяся стандартизации и оптимизации организация труда и семейственность. Отсутствие реальной конкуренции не мотивирует бизнес к развитию. Уничтожение ВПК и прочего высокотехнологичного производства упразднило задачу развития образования.
Весьма распространен прием на работу – по протекции. В таких условиях, высокообразованные кадры зачастую объективно не нужны. Все же слова руководителей о нужде в высокообразованных специалистах реально сводятся к пожеланию иметь спецов по извлечении прибыли или по изобретению схем уклонения от обязательств.
Кризис отрыва образования от реальных технологических и бизнес-процессов
Автор неоднократно проходил курсы повышения квалификации и вынес из них глубочайшее разочарование. Отрыв образовательных программ от реальных процессов настолько велик, что не получилось получить ответы ни на один, заданный из многих вопросов.
Работники высшей школы порой не знают – чему надо учить и часто формально «отбарабанивают» курс, написанный десятилетиями назад. Не говоря уж о вообще фальшивых по сути учебных заведениях, занимающихся наукообразным мошенничеством.
В результате получается острейший дефицит инженеров и «передозировка» менеджеров. Их метко прозвали «манагеры», поскольку они менеджеры только по бумажке, вовсе не по образовательному уровню
Кризис мотивированности
Большинство студентов вынуждено совмещать учебу и работу. Хорошо бы еще по «своей» специальности, но в подавляющем большинстве случаев, подработка никак не связана с темой обучения. Меньшинство студентов, приезжающих на учебу в престижных иномарках – лишены стимула к учебе.
Для них учеба – элемент бизнеса, не требующий получения и развития знаний, умений и навыков – а повод потусоваться и получить более или еще более престижные «корочки». Отрицательная мотивация образованности продолжается и после приема на работу.
Управленцы, как правило, решают задачу по принципу: можешь делать работу – значит должен. Поэтому более образованный работник будет выполнять большую работу за тот же уровень оплаты.
Хуже того, больше работы – больше ответственности. Соответственно и спрашивать и наказывать будут больше образованного – бездельник не виноват – не он же тянет работу, не он не успевает и не он совершает ошибки.
Кризис дезориентированности
Повышение образовательного уровня не проводится в общественное сознание даже самым простым способом – рекламой. Влияние СМИ на развитие образовательного уровня деструктивно.
Телевидению интересны трупы, скандалы, слухи и вздорные предсказания. Повышение уровня образования скучно и не рейтингово.
Печатные издания не отстают – накачивая общество завистью и агрессией.
Герой нашего времени – вовсе не образованный человек, в «лучшем» случае использующий интеллект против общества.
Работодатели не имеют четкого описания бизнес-процессов, границ компетенции. Поэтому они не могут даже четко сформулировать – какой образовательный уровень соискателя им нужен. Неумение четко поставить требования к уровню образования часто скрывается за расхожей фразой: «забудь, чему тебя учили – начинаем учиться». Соответственно и работники кадровых агентств не могут четко сформулировать требования к уровню образования претендентов. Поэтому часто формально приобщают документы по образованию по количеству (чем больше – тем лучше) и по шкале престижности.
В таких условиях не приходится удивляться некомпетентным решениям и неэтичному поведению.
Присутствует «образовательный эгоизм», когда все желают переложить расходы и ответственность за повышение уровня образования друг на друга:
школа на родителей,
родители на школу институт, армию и т.д.,
работодатели – на соискателей,
работники – на руководство.
Поэтому инновационный путь развития, провозглашенный руководством страны, находится под прямой и несомненной угрозой.
Текст: Ольга Савельева
Темы материала: Кризис образования, Кризис мотивированности, Кризис востребованности, развитие образования, прием на работу, протекции
Читать другие статьи и материалы