Написание отчета по практике
Преддипломная практика
Закончился теоретический курс обучения, все предметы которые было необходимо прослушать – прослушаны, текущие семестровые и курсовые сданы, экзамены и зачеты получены. Настала пора опробовать свои знания на практике и подготовиться к финальному аккорду всей учебы – дипломной работе.
Прежде чем выйти на диплом, студент обязан пройти преддипломную практику на предприятии, на котором он работает или планирует работать.
По логике учебного процесса преддипломная практика имеет своей целью применить полученные знания на практике, а также собрать необходимую информацию для написания дипломной работы. По окончании практики необходимо написать отчет по практике и сдать его на кафедру.
Рекомендации для студентов экономических специальностей.
Как написать отчет по преддипломной практике
Фактически отчет представляет собой вторую аналитическую главу дипломной работы. В нем собираются и обобщаются данные по предприятию, анализируются основные процессы на предприятии.
Чтобы более четко определить задачи на период практики студенту выдается задание или перечень вопросов, которые необходимо рассмотреть. Эти вопросы или задание на практику и должны быть отражены в отчете по преддипломной практике.
Обычно, если студент не работает на данном предприятии, то относятся к нему формально,
никто не стремится, как полагается, ввести молодого специалиста в курс дела. Да зачастую и сама реальная работа на предприятии очень далека от тех теоретических представлений. Поэтому, откровенно говоря, проходить практику вовсе не трудно. Одна беда – информацией делиться никто особо не хочет.
А информация – это главное что студент должен добыть за время практики. Потому что все то, что вы узнаете, какие документы изучаете по определенным кафедрой вопросам – это и должно быть отражено в отчете.
Но как определить, что именно вам нужно изучить и что написать?
Обобщим вкратце по разным направлениям.
Преддипломная практика по дисциплинам
Экономика – обязательным и наиболее объемным разделом отчета является финансовый анализ деятельности предприятия, определение рентабельности, расчет основных коэффициентов, изучение динамики показателей. Обычно берется период за 3 последних года. Для этого необходимы баланс за 2 последних года и отчет о прибылях и убытках, а также приложения к балансу. Отчетность хранится у директора или главбуха.
Управление - обычно описывают структуру предприятия, основные управленческие процессы, процесс передачи информации, корпоративную культуру, традиции, методы управления, миссию организации, анализируют кадровый состав и методы управления персоналом. Не помешает ознакомиться с Уставом и прочими организационными документами, штатным расписанием, должностными инструкциями (если есть).
Маркетинг - отчет предполагает описание деятельности маркетинговой службы (если таковая есть), маркетинговой стратегии, изучение рынка, на котором действует предприятие, анализ конкурентов, потребителей, партнеров, поставщиков, конкурентоспособности товара, определение сильных и слабых сторон, основных возможностей и угроз (SWOT-анализ). Следует обратиться к ответственному на предприятии за продажи и постараться получить хоть какую-то информацию. Также может помочь интернет и СМИ - публикации о состоянии рынка, конкурентах и т.д.
Бухучет и аудит – обязательно рассмотреть учетную политику предприятия, методы ведения бухгалтерского учета, налоги, которые платит предприятие, формы расчетов. Тут без помощи или главное без разрешения главного бухгалтера предприятия не обойтись.
Юриспруденция – необходимо описать деятельность структур, где проходила практика, а также изучить основные законодательные акты по своему направлению.
Гуманитарное направление - в отчете обычно рассматривается какая-то конкретная тема, определенная кафедрой и приводится ее практическое исследование.
Как защитить отчет по практике?
Помимо самого отчета необходимо предоставить:
1. Дневник практики (табличка, где расписано - что и когда вы делали),
2. Календарный план (тоже, что и дневник практики, только в другой форме),
3. Отзыв руководителя практики.
Написать первые два пункта не составит особого труда – просто переписываете задание или вопросы практики в таблицу и проставляете даты - это сделано сегодня, это - завтра – это вчера.
Отзыв руководителя – ДОЛЖЕН ПИСАТЬ САМ РУКОВОДИТЕЛЬ! НО! Ему обычно некогда, поэтому не ленитесь и похвалите себя красиво сами, а ему принесите аккуратно отпечатанную саморекламу на подпись.
Не забывайте – большую помощь в написании отчета может оказать методичка по практике. Если вы проходите практику, как и полагается, то не откладывая в долгий ящик возьмите методичку и изучите состав вопросов на практику - будет намного проще ориентироваться какие документы вам спросить и на что именно обратить внимание.
Очень важно собрать как можно больше информации, ведь потом, на основании нее вы будете составлять свой отчет по практике. Ни в коем случае не выбрасывайте все ксерокопии, которые сможете получить – все это лучше прикрепить к отчету в качестве приложений. Проверяющий преподаватель обязательно оценит по достоинству ваше трудолюбие.
А если отчет необходимо защищать – не ленитесь и перед защитой еще раз прочитайте все внимательно и постарайтесь запомнить главное по каждому вопросу.
Когда отчет не получается
Если же, несмотря на все ваши старания с написанием отчета возникает проблема (информацию собрал, все знаю, все понял – но отразить на бумаге ну никак не получается) или просто нет времени - обратитесь к профессионалам.
Команда Diplomplanet поможет вам разобраться, выделить главное, отбросить второстепенное, сделает качественный анализ предприятия.
Если совсем нет информации – не беда – предоставим свою и сделаем похожей на вашу.
Оформить заявку на написание отчета по практике
Удачи вам на защите!